РУ БЕ EN

Активизация внимания у детей с нарушениями речи

Нарушения речи традиционно рассматриваются в тесной взаимосвязи с психическим развитием ребёнка. Многие речевые расстройства напрямую связаны с недостаточным уровнем развития неречевых процессов и функций (внмание, гнозис, праксис и др.). Речевые нарушения в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении. Неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формировании познавательной деятельности: у детей отмечается снижение вербальной памяти; страдает продуктивность запоминания; словесно-логическое мышление; наблюдается недостаточная устойчивость внимания, низкая умственная работоспособность.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Непроизвольное внимание является основным видом в дошкольном периоде. Внимание развивается в процессе освоения разных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.) и под руководством взрослого, который обучает приёмам управления вниманием. К этим приёмам следует отнести специальные жесты, слова, правила, наглядные средства, порядок выполнения работы, организованный переход к этапам деятельности или к другой деятельности.

Под влиянием разных видов деятельности у ребёнка в дошкольном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация, устойчивость, объём, распределение и переключение. Об особенностях внимания будут свидетельствовать трудность концентрации на объекте, быстрая отвлекаемость, утомляемость и рассеянность детей.

Направлениями коррекционной работы являются преодоление нарушений и развитие произвольного внимания и его свойств (устойчивости, концентрации, распределения), увеличение объема зрительного и слухового внимания. Особое внимание на коррекционных занятиях следует уделять развитию распределения внимания и увеличению объема слухового внимания.

Помогают развивать внимание следующие игры и упражнения:

«Что увидел(а) на рисунке?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что забыл нарисовать художник?», «Снежный ком», «Парные картинки», «Кто здесь прячется?», «Запутанные линии», «Сложи фигуру», «Узнай фигуру», «Найди предметы» и др.

Игры, упражнения на развитие концентрации внимания: «Узнай фигуры», «Счет кружков и предметов», «Найди три отличия», «Наседка и цыплята», «Найди недостающие детали», «Что там происходит?», «Найди спрятанный предмет», «Дорисуй крестики» и др.

Игры, упражнения на развитие устойчивости внимания: «Найди самую короткую дорожку», «Кто быстрее найдет клад?», «Куда летит птичка?», «Бабушкина вышивка», «Куда расплываются рыбки?», «Найди пару» и др.

Игры, упражнения на развитие распределяемости внимания: «Солнечные зайчики», «Правильное движение», «Подчеркни нужное», «Съедобное — несъедобное», «Летает — не летает» и др.

Игры, упражнения на развитие переключения внимания: «Найди детишек», «Покажи по порядку», «Заполни клетки», «Не зевай», «Ветер и птицы», «Мы идем и поем», «Хлопнем, топнем» и др.

           Игры, упражнения на развитие объёма внимания: «Что ты видишь на картинке?», «Витрина магазина», «Колесо обозрения», «Хорошо ли вы знаете друг друга?», «Найди предметы», «В кабинете врача» и др.

 

 

Примеры игр и упражнений на развитие внимания

 

Игра «Найди спрятанный предмет»

Задачи: развивать умение концентрировать внимание на разных предметах; формировать умение составлять предложения с однородными дополнениями (Я вижу кота, корову, собаку).

Оборудование: игрушки домашних животных (или картинки с их изображением): кот, собака, корова, лошадь, свинья.

Ход игры

Педагог показывает детям пять предметов, затем, когда дети закроют глаза или отвернутся, складывает предметы в разных местах, доступных взгляду, чтобы дети смогли их найти. Далее педагог вызывает ребят по одному и спрашивает: «Что ты нашёл?» Игра сопровождается оречевлением ребенком своих действий («Я вижу...», «Я нашел...» и т. д.).

Игра «Съедобное-несъедобное»

Задачи: развивать умение распределения внимания; формировать умение составлять словосочетания (предмет и его качество) по опорным вопросам какой? какая? какое? (Нож острый. Салат вкусный.)

Ход игры

Педагог бросает ребенку мяч и называет какое-нибудь слово. Если называется съедобный предмет, то ребенок ловит мяч. А если называется несъедобный предмет, то ребенок отталкивает мяч. При проведении игры учитель-логопед спрашивает: «Какой сок бывает по вкусу? Какая по цвету сметана? Какой формы бывает печенье?», просит ребенка отвечать словосочетанием «сок сладкий», «сметана белая», «печенье круглое» и т. д. Вариантом является игра «Бывает — не бывает». Ход игры: педагог просит детей внимательно слушать то, что он скажет. Если такое бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов. Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает и т.п.

Игра «Наседка и цыплята»

Задачи: развивать концентрацию внимания и слуховое восприятие; формировать умение согласовывать числительные с существительными в падеже, числе (пять цыплят).

Оборудование: шапочка курицы из бумаги, вырезанные из бумаги жетончики с разным количеством нарисованных цыплят.

Ход игры

За стол садится «наседка» (педагог или ребенок в шапочке курицы). Около стола садятся и «цыплята» (остальные дети). У них жетончики, на которых нарисовано разное количество цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят у него на жетончике. «Наседка» стучит по столу, а «цыплята» слушают. Если она постучит по столу, например, 4 раза, ребенок, у которого на карточке четыре цыпленка, должен пропищать 4 раза (пи-пи-пи-пи). Перед началом игры педагог просит детей посчитать, сколько у кого цыплят нарисовано на жетончике: «Саша, посчитай цыплят (Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят).