РУ БЕ EN

Роль семьи в воспитании «особенного» ребенка

Семья играет важную роль в развитии ребенка, его адаптации и интеграции в общество. Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Еще более значимой роль семейного окружения является для ребенка, имеющего какие-либо нарушения в развитии, так как она помогает ему лучше адаптироваться в обществе с учетом индивидуальных особенностей и чувствовать себя значимым.

Правильное воспитание ребенка в семье возможно лишь при условии, что родителям удается сохранять ровное эмоциональное состояние в этой сложной ситуации. Важную роль для развития ребенка играют такие факторы как постоянное общение, развивающие игры, музыка. Такие дети должны получать возможности для умственного и физического развития во всех областях, они гораздо больше нуждаются в родительской помощи и поддержке, чем дети с обычным уровнем интеллекта. Необходимо хвалить ребенка, разговаривать с ним ласково, разделять его радость, придумывать ему награды за хорошо выполненные задания. Успех воспитания и обучения ребенка напрямую зависит от отношения к нему родителей.

Семья играет также важную адаптивную роль. Необходимо понимать, что судьба ребенка, имеющего особенности интеллектуального развития, сильно зависит от развития у него навыков самообслуживания. Самой частой ошибкой домашнего воспитания является стремление родителей дать ребенку как можно больший объем знаний, вместо того, чтобы сначала обучить его простейшим навыкам самообслуживания.

Родителям нужно научиться жить, сотрудничать со своим ребенком, как с равным, вместе с ним играть, смотреть нужные, понятные и интересные ребёнку картинки, фильмы, читать ему книжки, рисовать, играть, не идти на поводу желаний или нежеланий ребенка, а заинтересовать его, используя игрушки, картинки, яркие карандаши и краски. Разговаривать с ребенком обо всем, что его окружает. Обращать его внимание на все, что ему доступно: вещи, птицы, звери. Следует уделять много внимания занятиям с различными предметами, игрушками, а также подвижным играм.

Не нужно забывать о развитии моторики у таких детей. Процесс обучения детей каким-либо навыкам труден и занимает подчас много времени. Но при правильном подходе дети показывают хорошие результаты. Движение формируется в первую очередь по подражанию, поэтому будьте готовы выполнять все упражнения вместе с ребёнком, поддерживая и направляя его.  

Помните, что стиль воспитания «особенного» ребенка должен быть коррекционным – то есть направленным на преодоление имеющихся нарушений и предотвращение возникновения нарушений в дальнейшем.

Любите своих детей, жалейте их,

и они вам будут платить такой же любовью!